Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что решение социально значимых задач, в отношении социальной жизни общества является весомым основанием для сильной социальной политики, в рамках модернизации системы социальной защиты граждан России.
Социальная обстановка в современной России на сегодняшний день с позиции улучшения уровня жизни достаточно сложная. Основные проблемы социальной политики в системе пенсионного различных категория граждан проявляются в выстраивании системы начислений на всех уровнях функционирования государственной власти.
Система социальной защиты страны по пенсионному обеспечению по своим характеристическим показателям выражается высоким уровнем сложности, слабой законодательной базой, низким уровнем адресности и прозрачности. На сегодняшний день вопросы по пенсионному обеспечению достаточно актуальны в плане оптимизации всей его системы по всем направлениям начислений различным категориям пенсионеров и граждан.
Цель - анализ страховых пенсий.
Поставленная цель потребовала реализации следующих задач:
определить понятие системы социального обеспечения населения на государственном уровне;
выявить задачи и функции пенсионного обеспечения социальной защиты населения;
дать краткую характеристику системы финансирования по расходованию средств пенсионного фонда;
проанализировать деятельность Управления Пенсионного фонда Омска в области пенсионного законодательства;
определить динамики: структуры начисленных пенсий по району, общую численность пенсионеров района, общей суммы назначенных пенсий, бюджета прожиточного минимума и размера среднемесячной заработной платы;
выявить проблемы и предложить меры по оптимизации пенсионного обеспечения по социальной защите различных слоев населения.
Предмет исследования - механизм социального обеспечения населения в системе пенсионного обеспечения.
Объект исследования - деятельность Управления Пенсионного фонда Омска в области пенсионного законодательства.
Методы исследования: экономико-статистический; расчетно-аналитический.
Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
1 Экономическое обоснование страховых пенсий
1.1 Понятие пенсионного обеспечения по социальной защите населения
Социальная защита и пенсионное обеспечение как ее основная ее часть, являются составляющей социальной политики государства. Пенсионное обеспечение рассматривается как основной элемент социальной защиты населения.
Пенсионная система находится в стадии реформирования последние 17 лет, с того момента, когда страховые взносы в Пенсионный фонд начали регулироваться государством более тщательно.
Федеральный закон N167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Средства, полученные от работодателей и от самих работников, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а затем распределяются для выплаты пенсий и других выплат нетрудоспособному населению страны. Пенсионный фонд Российской Федерации, как уже говорилось раннее, является самостоятельной бюджетной организацией .
В России применяется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее идея состоит в том, что взносы в Пенсионный фонд, которые поступают на данный момент с работающего населения, «идут» на выплату пенсионерам, действует так называемый «механизм солидарности поколений». Такой механизм достаточно распространен в мире, но имеет ряд недостатков, например, уровень поступивших средств в бюджет Пенсионного фонда напрямую зависит от демографической ситуации в стране.
Численность населения в Российской Федерации каждый год увеличивается. Но необходимо обратить внимание, с какой группой населения это происходит, а именно с населением моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) и старше трудоспособного (мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше, т.е. общеустановленного пенсионного возраста) .
Соответственно, бремя отчислений налогов в Пенсионный фонд по большей части приходится на трудоспособное население (16-54 лет женщины, 16-59 лет мужчины), которое не увеличивается, а уменьшается, и соответственно отчислений в Пенсионный фонд становится меньше. В связи с этими данными общий прирост населения Российской Федерации говорит о положительной политики государства, например, программу поддержки молодых семей «Материнский семейный капитал». Но при этом заставляет задуматься о реформировании системы пенсионного обеспечения.
Ключевым направлением совершенствования пенсионной системы Российской Федерации является институт досрочного пенсионного обеспечения .
Сегодня общеустановленный возраст для выхода на пенсию в России: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но если застрахованное лицо относится к отдельной категории граждан (определены в ст.30-33 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ), возраст выхода на пенсию может сократиться до, в среднем, 10 лет для женщин и мужчин.
Удельный вес граждан, которым была назначена пенсия ранее общеустановленного возраста последние несколько лет составляет 12% от общей численности пенсионеров. При этом, пенсионеры, вышедшие на пенсию раньше, продолжают работать на тех же предприятиях .
Одним из наиболее распространенных оснований для выхода на пенсию является осуществление трудовой деятельности на предприятиях с особыми условиями труда. Такая система пенсионного обеспечения была заложена еще в советское время, а профессии, утвержденные для досрочного выхода на пенсию, регламентируется Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
При этом возникает некий диссонанс, при «новой» пенсионной системе Российской Федерации действует список профессий для льготного пенсионного обеспечения, утвержденном еще в 1991 году. Система, достававшая в то время, должна была компенсировать неблагоприятные условия работы на предприятиях.
Сегодня, организации должны обеспечивать все требования, предъявляемые государством для обеспечения безопасных и комфортных условий труда, необходимых для своих работников. При этом, на таких предприятиях, где работа связана с вредными или опасными условиями труда, предусмотрены так же льготы, в виде дополнительного отпуска, отгулов, процентной надбавки к заработной плате и другие компенсации.
Но вместе с этим, работодатель платить общеустановленные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, где работник как раз и имеет льготу-выход на пенсию раньше. Ответственность за неблагоприятные условия труда должен нести лишь работодатель. Но по факту, бремя компенсации по большей части несет государственный Пенсионный фонд Российской Федерации.
Во многих зарубежных странах применяется практика выплаты пенсии самими предприятиями, тем самым, привлекая работников к себе в организацию на продолжительный срок. Это не несет обязательный характер. Применение такой системы пенсионного обеспечения так же вызывает много вопросов.
Например, так называемое «крепостное право», когда работник будет бояться уйти с определенного места работы из-за возможной потери пенсии. Но если «корпоративную пенсию» обозначить в определенные рамки, то этого можно избежать, например, такая пенсия будет замещать действующую сейчас систему досрочного пенсионного обеспечения. До общеустановленного возраста организация будет выплачивать пенсию, вместо Пенсионного фонда, взамен на понижение ставок по уплате страховых взносов. Существует и другой вариант, при сохранении льготного пенсионного обеспечения – введение дополнительных тарифов страховых взносов для работодателей с вредными условиями труда.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) - URL: http://www.consultant.ru/
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 01.01.2014 г.) - URL: http://www.consultant.ru/popular/ budget.htm.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 13.07.2016) «Право на социальную пенсию в Российской Федерации» - URL: ww.consultant.ru/document//cons_doc_LAW_34447/.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 13.07.2016) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» - URL: ww.consultant.ru/document//cons_doc_LAW_34422.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2016) «О страховых пенсиях» - URL: http://base.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156525/.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N424-ФЗ (ред. от 23.05.2017) «О накопительной пенсии» - URL: http://base.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156520/.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» - URL: http://base.consultant.ru/ document/cons_doc_law_156558/.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»- URL:base.consultant.ru/ document/cons_doc_law_34419/.
9. Федеральный закон от от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2016) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - URL: http://base.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_34443/.
10. Федеральный закон от 19.12.2017 N 415-ФЗ (ред. от 01.07.2018) «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»// "Российская газета», N 292, 23.12.2017
11. Афанасьев М.П., Кривогов И.В. Модернизация государственных финансов: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, - 2012. – 439 с.
12. Борисенко, Н.Ю. Этапы реформирования пенсионной системы России / Н.Ю. Борисенко // Финансы и кредит. – 2016 .– № 3. – С.34-43.
13. Володин А.А. Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник / А.А. Володин - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, - 2014. - 510 с.
14. Государственные и муниципальные финансы. / С.И. Лушина. – М.: Экономист, - 2014.– 763 с.
15. Зеленцов А.Б. Обеспечение сбалансированности внутренней занятости в организации как основа совершенствования социально-трудовых отношений / А.Б. Зеленцов - М.: Науковедение. – № 2 (21). – 2014. – 44 с.
16. Какие льготы, субсидии, пособия положены по закону в России, информационный ресурс // Персональные права.ру. - URL: http://personright.ru/.
17. Кокшарова Е. С. Проблемы социальной защиты населения / Е. С. Кокшарова – М.:Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 225-227
18. Кричинский П. Е. Основы социального государства: Учебное пособие / П. Е. Кричинский - М.: НИЦ ИНФРА-М, - 2016. - 124 с.
19. Мацкуляк И. Д. Государственные и муниципальные финансы. Учебник /И. Д. Мацкуляк- М.: Издательство РАГС, - 2013. – 350 с.
20. Миронова Т.К. Право социального обеспечения/ Т. К. Миронова - М.: Кнорус, - 2016. – 142 с.
21. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - М.: НИЦ Инфра-М, - 2013. - 393 с.
22. Никифорова О. Н.Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: Монография / О.Н. Никифорова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 124 с.
23. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ - URL: www.pfrf.ru
24. Павлова Т. М. Анализ изменений государственной системы пенсионного обеспечения в России/ Т. М. Павлова – М.: Молодой учёный Международный научный журнал - № 49 (183) / 2018 – 194 с.
25. Поляк Г. Б. Государственные и муниципальные финансы. Учебник /Г. Б. Поляк Г.Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.-303 с.
26. Прохоренко Ю. И. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации - «Ученые заметки ТОГУ» 2017, Том 7, № 1, С. 259 – 263
27. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Б.А. Райзберг. - М.: НИЦ ИНФРА-М, - 2016. - 384 с.
28. Роик, В. Концептуальные подходы к совершенствованию пенсионного страхования в России /В. Роик - М.: Человек и труд. – 2014 .– № 11. – С.11-17.
29. Соловьев А. К. Пенсионная реформа в России: учеб. пособие / А.К. Соловьев – М.: РАГС, - 2016.– 206 с.
30. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России/ Э. Г. Тучкова — М.: МГЮА им. О.Е. Кутафина, - 2017.— 628 с.
31. Шахбанова, Ю. А.. Пенсионная реформа в России 2016 года/ Ю. А. Шахбанова – М.: «Юнити-Дана», 2016.— С. 25–28.
32. Юзвович Л. И. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации // Л. И. Юзвович - Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2018.—С. 224–228.